Організаційне проектування / Франчайзинг

Как создать франшизу

франшиза

Философия франчайзинга основана на максимально полном удовлетворении бизнес — потребностей производителей товаров и услуг, и их продавцов (распространителей, дилеров, дистрибьюторов).

Феномен успеха франчайзинга в том, что предприятие – производитель товаров и услуг, продает не свои товары и услуги, а модель своего бизнеса – франшизу.

Сейчас франчайзинг в Украине, по сравнению с его мировым развитием, находится в зародыше. Франчайзинг в Украине плохо развит потому, что еще не настало его золотое время. А поскольку продажа франшиз, самая эффективная система распространения товаров и услуг, то франчайзинг в Украине ждет светлое будущее.

Про выгоды франчайзинга я уже говорил на странице франчайзинг. А сейчас речь пойдет о том, как создать франшнизу.

Схематично создание франшизы можно изобразить следующим образом.

создание франшизы

Про то, как создать франшизу в каждом конкретном случае – необходимо принимать решение предметно. Традиционно, начинать нужно с главного. А главное – идея франшизы.

Начинать создание франшизы нужно с разработки идеи франшизы. Не из всех товаров и услуг можно создать франшизу. Они должны отвечать ряду требований, основными из которых являются уникальность или специфическая особенность, легкость в дублировании бизнес системы, возможностью юридической защиты, устойчивость по времени, пр.

Перед тем как создать франшизу обязательно необходимо ознакомиться с опытом создания франшиз, а еще лучше с человеком, который разбирается во франчайзинге. Секретов в создании франшиз не так много, но они есть. «Ходить по граблям» сейчас как никогда дорого, поэтому перед тем как создать франшизу – почитайте первоисточники и «походите по рынку» франчайзинга.

После того, как франшиза описана на бумаге, визуализируется, необходимо написать бизнес-план франшизы. Он необходим не столько для создания тестовой модели, первой пробной франшизы, сколько для будущего франчази, покупателя франшизы. Слово франшиза здесь пока что применяется условно, поскольку на этом этапе мы создаем её модель, и речи о покупке – продаже франшизы пока не идет.

Основная задача этого этапа создания франшизы заключается в написании подробного бизнес-плана, который будет «инструкцией к применению франшизы» для будущего покупателя франшизы.

Особое внимание в бизнес-плане франшизы следует уделить организационному проекту системы управления, и регламентации деятельности. Прочитав бизнес-план франчази должен без лишних вопросов реализовать Ваш замысел, а его персонал, изучив должностные инструкции, в точности исполнять установленные Вами порядок и правила.

После того, как написан бизнес-план франшизы, создается тестовая модель франшизы. По сути – тот бизнес, который Вы собираетесь продавать.

Организовывается тестовая модель франшизы в лучших традициях отечественного бизнеса. Всё, что Вы написали в бизнес-плане, необходимо реализовать в действующем бизнесе. Если в процессе внедрения бизнес-плана создания франшизы, появляются какие-то вводные – бизнес-план оперативно редактируется, опыт осмысляется, делаются эксперименты, одним словом идея франшизы проверяется на «жизнеспособность» в прямом и переносном смысле. На тестовой модели франшизы проводятся эксперименты, тесты, социальные опросы, отрабатываются методики работы с конфликтами, выявляются противоречия и устраняются недостатки. Всё фиксируется, анализируется, делаются записи.

После того, как появится успешный опыт работы модели бизнеса, по Вашему мнению франшиза работает нормально, Вам необходимо принять решение о создании франчайзинговой системы. По сути, написать бизнес-план про то, как Вы будете продавать франшизу, а перед этим разработать схему системы франчайзинга.

Схема системы франчайзинга по сути организационный проект системы управления бизнесом по продаже франшизы, одна из основных составляющих бизнес-плана системы франчайзинга.

Параллельно разработке схемы системы франчайзинга, ведутся юридические работы по обеспечению планирования системы франчайзинга. Также, регистрируются необходимые бренды, патенты, разрабатываются необходимые документы. Юридический аспект франчайзинга возможно самый важный на этапе проектирования. Он как бетон, которым скрепляется франчайзинговая модель. Если всё с изначала будет хорошо юридически закреплено, основа бизнеса будет надежна, то и в дальнейшем Ваша франшиза будет стабильно надежна.

Бизнес-план системы франчайзинга объемлет бизнес-план франшизы, схему системы франчайзинга, юридический план и отвечает на вопросы создания франчайзинговой системы по общепринятым в бизнесе пунктам бизнес-плана.

Понятно, что бизнес-план создания франчайзинговой системы должен быть максимально объемным, детальным, точным, пр.  Деловая мудрость гласит: «Хорошо спланировано – наполовину сделано!».

Остается внедрить систему франчайзинга по разработанному плану.

Вкратце это ответ на вопрос: «Как создать франшизу?».

Подробней о франчайзинге в статье «Франчайзинг. С чего начать«.

Предложение по франчайзингу смотрите на странице «Франчайзинг«.

Также, про создание франшизи читайте в статье «Створення франшизи».

Будут еще вопросы – пишите, звоните, буду всегда рад.

С почтением, Денис Дудник.