Метды генерации идей

Эффективным методом генерации идей является мозговой штурм. Он очень популярен, и многие бизнес-идеи так или иначе с ним связаны. История пестрит историями, когда с помощью мозговых штурмов, в разных областях бизнеса появлялись такие идеи, которые совершали революцию в бизнесе.

Применение мозгового штурма не ограничивается бизнесом. Эта технология применима во всех сферах жизни. «Поймать» уникальную идею в группе намного легче, чем в одиночку.

Как и всё гениальное, мозговой штурм прост в организации. Мозговой штурм состоит из трех основных частей:

  1. Подготовка к генерации идей

На подготовительном этапе мозгового штурма осуществляется постановка целей, подбор места и времени проведения, оснащение необходимыми материалами и оборудованием, если надо – едой.   Производится конкретизация цели мозгового штурма и оглашение правил мозгового штурма.

В отношении целей, то, на мой взгляд, хорошо поставленная задача, записанная на бумаге – это уже почти решение. Стоит записать её на бумаге, и решение начинает «летать в воздухе», остается только «поймать его». Это и осуществляет мозговой штурм.

Правила мозгового штурма:

Основное правило мозгового штурма — никакой критики. Ни ухмылок, ни кривых взглядов, ни даже критических мыслей. Свою «присягу» про отсутствие критики с его стороны должен устно дать каждый участник перед началом генерации идей.

Наблюдает и жестко пресекает критику ответственный за отсутствие критики, который назначается из участников мозгового штурма. В его компетенцию можно ввести возможность штрафовать тех, кто попытается хотя бы чуть-чуть критиковать или раздавать «желтые карточки».

Принимаются все идеи, без исключения, и самые «безумные», «абсурдные», «сумасшедшие» и пр. Все идеи в обязательном порядке записываются. Идеи записывает ведущий, оговоренным ранее и удобным для всех способом.

Мозговой штурм должен быть ограничен по времени, и как и его военный тезка, состоять из мозговых атак. Между мозговыми атаками делается перерыв, в процессе которого идеи не обсуждаются. За соблюдением временного режима следит ответственный за время (таймкипер). Он следит за максимально быстрым временем изложения участниками своих идей, за максимальной скоростью проведения мозговых атак, одним словом за темпом.

Темп генерации идей должен быть настолько высоким, чтобы «мозг не успевал думать». Только так я могу описать скорость рождения идей. Посему, для того, чтобы выйти на такой режим генерации идей, необходимо предварительно провести разогрев, подобный тому, как спортсмены разогреваются перед соревнованиями.

Большое значение для проведения мозгового штурма имеет атмосфера его проведения. Место, время, обстановка и сервис. Понимаете, что хорошие идеи рождаются в хороших местах, в нужное время, в комфортных условиях и при правильном питании (без фанатизма).

2.    Рождение идей

После решения организационных вопросов, разогрева, оглашения правил и процедуры соглашения с ними всех участников, начинается генерация идей.

На максимально высокой  скорости, за которой следит «таймкипер», каждый участник лаконично говорит свою идею, и предает слово следующему по кругу. По ощущениям, это делается по часовой стрелке, но возможны другие договоренности, вплоть до перебрасывания друг другу теннисного мячика и пр.

Каждая идея записывается ведущим. Также ведущий следит за ходом мозгового штурма, за тем, как по мере проведения мозговой атаки, заканчиваются логичные идеи, и начинают появляться нестандартные идеи, представляющие максимальную ценность.

Увидев, что темпы генерации идей снижаются и участники вымотались, ведущий объявляет «кофе-брейк». Количество и время мозговых атак оговаривается в начале мозгового штурма.

3.    Выбор идеи

После того, как проведены все мозговые атаки, начинается экспертная оценка идей.

На этом этапе производится тщательное обсуждение каждой идеи. Производится попытка развить её, какая бы абсурдная она не была. Это игра, но это очень важная игра, в процессе которой производится выборка самых ценных идей.

Те идеи, которые не получается никаким образом развить дальше, с согласия их хозяина, отстраняются от дальнейшей оценки.

В итоге, к окончанию мозгового штурма, у ведущего должны быть несколько идей, которые в перспективе будут внедрены в бизнес.

Выход из группового процесса и подведение итогов осуществляет ведущий. Рекомендую сделать «круг благодарности», когда каждый участник даст обратную связь и поблагодарит всех за совместный труд.

Удачных штурмов!!!

С почтением, Денис Дудник