«Хорошо спланировано – наполовину сделано», «чего не написано – того не существует», и т.д. и т.п. Это из «народного эпоса». И наука управления говорит, что в основе любой деятельности должен быть план.

«Было б всё как в бизнес-плане – я б летал на Ероплане» — это про качество плана или вмешательство высшего иерархического управления в бизнес. Но наличие различных высших по отношению к бизнесу сил не значит, что нужно нарушать законы управления. Посему бизнес-план обязан быть! Другое дело в какой форме он должен существовать и чем наполнен.

В интернете опубликовано множество бизнес-планов, оформленных как в общепринятой академической форме, так и в виде мнемосхем, карт памяти, и даже голограмм.

В плане принято отображать следующие аспекты бизнеса: производимый товар и услуги, рынок сбыта, конкуренцию, план маркетинга, план производства, организационный план, юридический план, риски, финансовый план, стратегию финансирования. По мере необходимости этот список расширяется. В совокупности эти составляющие являются вектором цели.

Сократить бизнес-план до рисунка на листочке бумаги мы всегда успеем, а вот ниже предлагаю рассмотреть как осуществляется бизнес-планирование работы промышленного предприятия при плановой системе хозяйствования, при научной организации управления.

В соответствии с законом Украины «О предприятиях в Украине»: «предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников».

Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг и поставщиками материально-технических ресурсов. Характер и последовательность разработки стратегии предприятия, а также этапы этой работы определяются на каждом предприятии исходя из конкретной обстановки.

Планирование производства основывается на общих методах планирования производства, т.е. в целом порядок планирования остается как при плановой системе хозяйствования, но уже с применением методологии, позволяющей объединить методы расчета рыночной ситуации со стратегией и планами, приносящими максимальный доход.

Система планирования на производственных предприятиях и производственных объединениях включает следующие его виды

  1. По объектам планирования:

1.1.        Сводное заводское планирование, т.е. планирование всех сторон производственно-хозяйственной деятельности производственного объединения (предприятия);

1.2.        Внутризаводское планирование – планирование производственно-хозяйственной деятельности подразделений предприятия (цехов, хозяйств, служб) или производственных единиц, входящих в производственные объединения;

1.3.        Внутрицеховое планирование – планирование производственно-хозяйственной деятельности частей производственных подразделений (участков, отделений, потоков), а также работы бригад и отдельных рабочих мест.

  1. По длительности планового периода:

2.1.        Генеральные (перспективные) планы;

2.2.        Стратегические (пятилетние) планы;

2.3.        Текущие (годовые) планы;

2.4.        Оперативные планы.

Как правило в результате предплановых исследований определяются решения на ближайшую перспективу по вопросам основных видов и объемов выпускаемой продукции, технологии производства, капитальных вложений и др. Из этого вытекает стратегия предприятия. Для убыточного предприятия это повышение рентабельности, для рентабельных – расширение своих масштабов, сохранение и последующее увеличение доходов.

Эти задачи могут быть реализованы различными путями, но непременным условием плановых разработок при возможном большом их разнообразии остается системность, взаимосвязанность и сбалансированность планов, что будет способствовать, их выполнению на высоком уровне и с максимальным использованием наличных производственных, материальных и трудовых ресурсов.

В разработке долговременной стратегии развития предприятия необходимо использовать методологический аппарат маркетинга, представляющий собой механизм выработки генеральных, стратегических и текущих планов, анализа рынка, воздействия на потребительский спрос, оптимизации производства, управления предложением, расширения сбыта.

Этот аппарат объединяет работу: 1. по сбору информации о рынке, сырье, товарах, технологиях производства и прогнозировании их изменения на перспективу; 2. По определению ассортимента выпускаемой продукции и формированию производственной программы; 3. По рекламе и планированию сбыта товаров.

Функции по выполнению перечисленных работ на предприятии закрепляются за определенными подразделениями, или создаются новые подразделения, с разработкой необходимых инструкций для разработки стратегии, формирования среднесрочных, текущих и оперативных планов.

Сбор информации, ее анализ и прогнозная деятельность осуществляются с учетом тенденций сбыта продукции на рынке, цен, конъюнктуры рынка и спроса, новых технологий, на основе системного подхода, т.е. при их максимальной взаимной увязке.  При этом могут использоваться различные методы, в зависимости от возможностей предприятия, вплоть до самого простого – графического изображения тенденций сбыта, спроса, запасов, времени продвижения товаров и др.

Конечным продуктом деятельности подразделений маркетинга является план маркетинга, в котором описываются:

  1. Анализ рынка: спроса, сегментов, цен, рекламы, системы стимулирования, каналов распространения, причин низкого спроса;
  2. Анализ возможностей предприятия по производству новых товаров, выпуск которых можно наладить быстрей других, наиболее прибыльных товаров, наименее ресурсоемких, проще или быстрее реализуемых товаров;
  3. Разработка новых товаров в соответствии с товарным ассортиментом, технологии производства, путей материально-технического обеспечения производства, каналов распространения, цен, комплекса стимулирования, проекта бюджета прибылей и затрат.

Исходя из необходимости реализации предложений, вырабатываемых при анализе конъюнктуры рынка и спроса рынка, разрабатывается производственная программа предприятия. При этом осуществляется весь комплекс расчетов по мощностям, производственному процессу и производственной программе, при чем в увязке с расчетами себестоимости, финансов, мероприятий по внедрению достижений науки и техники, капитальным вложениям, трудовым ресурсам, материально техническому снабжению.

Производственная программа включает в себя показатели объема производства продукции в стоимостном и натуральном выражении (исходя из расчетов мощностей) , ее номенклатуры и ассортимента, качества и сроков производства.

На длительную перспективу определяются лишь общие показатели этой программы, на среднесрочный период – основные показатели с отдельными детальными разработками, а на год она разрабатывается в полном объеме по всем необходимым показателям и расчетам.

Разработка производственной программы связывается с одной стороны с расчетами мощностей, т.е. с определением максимально возможных объемов выпуска конечной продукции, а с другой – с показателями рыночной конъюнктуры, обосновывающими выбор определенных объемов и структуры производимой продукции, договорами на поставки.

Разработанный вариант производственной программы в основных укрупненных показателях служит основой формирования развернутого проекта текущего плана по всем его разделам.

Основные показатели производственной программы, т.е. общие объемы и структура производства планируются в целом по предприятию и по его отдельным подразделениям с учетом общих принципов организации производственного процесса, факторов его построения и типа производства.

При обосновании производственной программы в целом, основными факторами определяющими объем производства продукции являются спрос на продукцию предприятия, объем сырьевых ресурсов, размер производственных мощностей. Производственная программа обосновывается практически одновременно с учетом всех факторов влияющих на объем производства продукции. Оптимальное решение при определении объема производства можно получить при условии равенства указанных факторов.

Размеры потребности в продукции предприятия в определенный плановый период зависят от различных факторов и определяются при помощи методологии маркетинга. В конечном счете обоснование производственной программы спросом на продукцию предприятия осуществляется планом маркетинга.

Реальность плана производства и реализации продукции в основном зависит от уровня развития сырьевой базы и объема сырьевых ресурсов, которыми будет располагать предприятие на определенный планируемый период.

Возможную выработку того или иного продукта рассчитывают исходя из наличия сырья на перспективный период и прогрессивных норм расхода на единицу готовых изделий или выхода готовой продукции из единицы сырья.

Обоснование производственной программы производственными мощностями связано с расчетом мощности действующего предприятия по времени с учетом различных факторов: режима использования оборудования во времени; количества технических средств, которыми располагает предприятие; специальных производственных помещений; производственных площадей; транспортно-подъемных сооружений и др.

Таким образом, в результате проведения предплановых исследований, разработки плана маркетинга, разрабатывается производственная программа, включающая показатели объема производства продукции в стоимостном и натуральном выражении, ассортимента, качества и сроков производства.

В настоящей статье не стоит задача детального рассмотрения вопросов планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Производственная программа является лишь основой для организационного проектирования. Оргпроект создается под реальную производственную программу, однако для его разработки необходимы только точные основные данные о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Полученные в результате плановой работы данные служат основой для создания или корректировки производственной структуры предприятия и вообще для дальнейшего организационного проектирования.

Автор Дудник Д.В., 1996 год, работа “Оргпроект системы управления промышленным предприятием с филиалами”. При использовании статьи, ссылка на этот ресурс и автора обязательна.